Головачёва Елена Викторовна. Персональный сайт педагога.
проект «Все профессии важны» 2023г.Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Вид проекта : информационный, познавательный, групповой, совместный Сроки реализации проекта: (01.09.22 – 20.05.23г.) Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители , музыкальныйруководитель. Образовательная область: познавательное развитие, художественно- эстетическое, речевое, социально-коммуникативное. Актуальность проекта: Профессий много в мире есть,
Спасатель, фермер, гувернер,
И ты скорее подрастай,
Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Проблема: В результате диагностики развития детей подготовительной к школе группе на начало учебного года, нами было установлено что, представление дошкольников труде взрослых довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Описывая профессии, дети ориентируются на поверхностные, легко видимые их характеристики. у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; - не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; - не четко представляют, какие существуют особенности в работе повара; - не могут назвать предметы, необходимые повару в работе; Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых и недостаточным владением со стороны педагогов практическими навыками использования интегрированных форм, а также недостаточной готовностью материальной базы для организации работы. На основе выявленного противоречия нами была сформулирована проблема: каковы педагогические условия ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых на основе использования интегративных форм и технологий. Возникла необходимость разработки и реализации проекта по использованию интегративных форм и технологий в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых. Практическая значимость проекта заключается в возможности использования педагогами ДОУ разработанного нами комплекса методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на основе интегративных технологий и форм, предполагающих интеграцию деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса. Новизна проекта. · Использование интегративного подхода в отборе содержания, комплекса форм работы с детьми. Интеграция создает возможность формирования у детей ценностного отношения к труду взрослых на основе освоения межпредметных понятий, связей и закономерностей, а также посредством сочетания разных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой). · Включение в предметно-пространственную среду группы и ДОУ таких компонентов как организация совместной деятельности в «Уголке «Все работы хороши» внутри ДОУ. Деятельность внутри ДОУ проводится воспитателями в форме экскурсий в соответствии с планом, разработанным для каждой возрастной группы. Уголок обеспечивается конспектами (карточки по модульной технологии) и необходимым наглядно-дидактическим оборудованием. · Выделение и систематизация критериев сформированности ценностного отношения к труду взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Задачи проекта: -пробудить интерес к предлагаемой деятельности; -формировать реалистические представления о труде людей; -помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии; -формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний; -развивать коммуникативные навыки; -развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память; -развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности. Для педагогов: 1. Создать информационную базу; 3. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов. Для родителей: 1. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера. 2. Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы. Ожидаемый результат:
Методы и приемы: Экскурсии (с родителями) игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры) НОД – познавательное развитие, социально-коммуникативное , речевое, художественно-эстетическое. Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, лепка, ручной труд - наблюдения, - работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями, - эвристические познавательные беседы, - экскурсии к рабочим местам сотрудников ДОУ, - встречи с родителями-представителями профессий, - просмотр иллюстраций, - чтение познавательной художественной литературы.Сбор сведений Задать вопросы: Что вы знаете о профессии врача, художника, повара, военного, парикмахера? Что вы хотите знать о профессии врача, художника, военного, повара, парикмахера? Что для этого надо сделать? План реализации проекта:
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями. Индивидуальные беседы с детьми о том, кем и где работают их родители.
Роль родителей в реализации проекта:
II этап — Организационный:
III этап - Познавательно-творческий: Реализация основных видов деятельности по плану проекта: Экскурсии-наблюдения: экскурсия по детскому саду ( прачечная, кухня, кабинет медицинского работника, ) . - Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями: Виртуальная экскурсия в поликлинику (медицинские работники: педиатр, окулист, лор, стоматолог, регистратор, медсестра, фармацевт, продавец оптики) . «Знатоки дорожной азбуки» (шофер) . - Беседы о профессиях родителей и сотрудниках детского сада: Беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, мед. работники) Беседа «Какие бывают магазины» (продавец, торговый представитель) ; Беседа «Кто построил новый дом? » (строители) Беседа «Как поступает в дом электричество» (работник электросетей) Беседа «Путешествие открытки» (работники почты). Беседа «Кто нас воспитывает» (работники ДОУ) Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь» - Чтение художественной литературы:Маяковский «Кем быть? », М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», С. Маршак «Откуда стол пришел», Пожарник: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Степа». Полицейский, военный: С. Маршак «Мы военные», Альбом «Томский Амон», С. Михалков «Дядя Степа- милиционер». Мед. работники: А. Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с Тамарой санитары», И. Турчин «Человек заболел». Шофер, работник Железной дороги, ГИБДД: Калинина «Как ребята переходили улицу», Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице» М. Коршунов «Едет, спешит мальчик». Воспитатель: Н. Найденова «Ольга Павловна». Учитель: Платонов «Еще мама». Строитель: С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», С. Георгиевская «Галина мама». Работники почты: С. Маршак «Почта». Химик: К. Хикмат «Вода». Печатник: С. Маршак «Как печатали вашу книгу». - Театрализованная деятельность: миниатюры «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор, драматизация отрывков художественных произведений. - Организация дидактических, словесных и настольных, игр: Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты» «Наша улица». «Профессии», «Кем быть»; Собери картинки кубики: строитель, пожарник, музыкант, рабочий, космонавт, врач;- Организация сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные», «Военные» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Оптика», «Автобус», «Такси» «Железная дорога», «Регулировщик» «Почта», «Магазин», «Супермаркет», «Кафе», «Школа», «Детский сад», «Концерт». - Изобразительная деятельность и художественное творчество:Рисование представителей профессий: «Наши воспитатели», «Мой Доктор», «Разные профессии». Разукрашивание раскрасок профессия моих родителей и рисование инструментов и оборудования. Аппликация «Повар готовит компот»; Изготовление конвертов; «Регулировщик»; «Изготовление книжки». Лепка: Изготовление кондитерских изделий (соленое тесто, овощей, фруктов (пластилин). IV этап — Презентационный:
НОД по познавательному развитию «Путешествие по городу профессий» Мероприятия по реализации проекта: В работе с детьми: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие» • Составление рассказов по теме «Профессии» Цель: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение • «Труд человека» Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление. «Хлеб – всему голова» Цель: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. «Кем я стану, когда вырасту? » Цель: учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать описания, диалог, средства выразительной речи.
Чтение художественной литературы: • «Город добрых дел» Р. Скарри • «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях) • «А что у вас? » С. Михалков • «Кем быть? » В. Маяковский • «Строители» Б. Заходер • «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков • «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари • «Доктор Айболит» К. Чуковский • «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов Образовательная область «Познавательное развитие»: Конструктивная деятельность: • «Юные архитекторы» Цель: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом. • «Юные изобретатели» Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству. Формирование целостной картины мира: • Мастер – класс «Наши пироги для мам» Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии повар; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь. • Мастер – класс «Красивая стрижка». Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии парикмахер; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь. • Экскурсия в музей «Живые бабочки». Цель: дать представление детей о профессии людей, которые работают в музее; вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о бабочках. • Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач». Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения. • Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь». Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых. • Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар» Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде. Формирование элементарных математических представлений: • Путешествие в страну «Геометрию» Цель: Уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке. • «Решение задач геометрического содержания» Цель: Учить решать задачи геометрического характера на смекалку. • «Сравнение предметов по высоте» Цель: Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счёт. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: Рисование: • «Раскраски - Профессии» Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы. • «Кем я стану, когда вырасту? » Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) ; формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании. Аппликация: • «Альбом «Профессии бывают разные» Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию. Сюжетно – ролевые игры: • «Театр» Цель: учить детей развивать творческое воображение; способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих; закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать инициативу, организаторские способности. • «Семья» Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. • «Магазин» Цель:вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. • «Больница» Цель: Вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. • «Военная база» Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями; уточнить распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей. • «Строители» Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры. • «Школа» Цель: Расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты) ; самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. • «Парикмахерская» Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу. В работе с родителями: -Оформление альбома «Профессии наших родителей». -Родители: провести мастер – классы с детьми. Познакомились с такими профессиями, как: парикмахер, мед.сестра, автослесарь. Итоговое мероприятие : Игра – викторина «Что мы знаем о профессиях» .Литература: • Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы) • Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина) • «Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова) • «Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова) • Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина) • Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова) • Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников (Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина) Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет сада. – М. : Просвещение, 1984. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1983. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990. Профессии родителей // http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-professii-nashikh-roditelei Викторина «Пожарным можешь ты не быть… »//http://gudzlena.ucoz.ru/publ/viktorina/pozhar/3-1-0-16 Рассказываем детям про милиционеров // http://www.det-sad.com/23fevralia_v_detskom_sadu_rasskazivaem_pro_milicionerov Детям о профессиях: профессия врач.http://pochemu4ka.ru/load/detjam_o_professijakh/detjam_o_professijakh_professija_quot_vrach_quot/56-1-0-1169 Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач // http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/organizovannaya-deyatelnost-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-znako Мы в профессии играем // http://www.solnet.ee/holidays/s9_22.html Раскраски для детей профессии // http://allforchildren.ru/paint/index_prof.phpИнтернет ресурсы: http://минобнауки.рф. http://www.teoriya.ru13 июня 2023 в 16:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.